Природа в творчестве Б. Пастернака

Б. Пастернак

Дойти до самой сути (природа в поэзии Бориса Пастернака)

Стихи Пастернака всегда динамичны, красочны, живописны, природа и стихия в них присутствуют естественно, ненавязчиво. Природа занимает место в поэзии Пастернака по праву, она в ней такая же живая, как сам лирический герой. Именно поэтому у Бориса Леонидовича дождь "усмехнулся черемухе", ветер раскачивает лес ,"жалуясь и плача", росинки "смеются и вырваться силятся", вода "трудилась", стрижи "торжествовали".

Собственные чувства поэт переживает и проживает на фоне природы, вместе с природой, он с ней един. Поэтому почти в каждом стихотворении есть упоминание о природном явлении, о дожде, снеге, ветре, солнечном луче, дереве.

Возьмем одно из самых известных и любимых стихотворений Пастернака " Никого не будет в доме..." Оно стало особенно популярным после того, как композитор Таривердиев написал музыку на эти слова, стихотворение превратилось в песню. Уже начало стихотворения парадоксально: "Никого не будет в доме, кроме сумерек. " Сумерки, явление природы, выступают здесь в роли "кого-то", они будто одушевлены.

Такими же одушевленными кажутся зимний день, снежные комья, крыши, иней:

"Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,

Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега,— никого.
И опять зачертит иней..."

Каждый скажет, что это стихотворение - объяснение в любви, осторожное, трепетное, нежное. Но все эти эмоции, оттенки автору помогла создать природа, которая легко и красиво вошла в стихотворение, создала тонкую прочувствованную атмосферу.

Еще одно знаменитое стихотворение Пастернака - "Февраль". И опять о природе написано ярко, сочно, неожиданно: "грохочущая слякоть весною черною горит." Сразу создается настроение, понимаешь, что призыв автора "достать чернил и плакать " - блеф, ирония,что на самом деле сердце предчувствует скорую весну и хочется творить.

И уже возникают картины весны, так оптимистично перекликающиеся с картинами русских живописцев о весне: "Март" Левитана, "Грачи прилетели" Саврасова:

"Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт..."

А вот картины поздней весны, написанные поэтом также эмоционально, страстно, будто бы с использованием красок и холста, а не слов и бумаги:

"Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят."

Сколько в этом четверостишии необычных словосочетаний, метафор, тропов: и бронзовая зола жаровень и сыплет жуками, и сонный сад, и то, что сад сыплет, как будто бы он живой, и расцветшие миры - то есть цветущие деревья. На этом автор не останавливается, затем "тополь обветшало-серый завесил лунную межу".

И далее - каждая строка загадочна, слова сказаны так, что не могут не запомниться: "пруд - как явленная тайна", "шепчет яблони прибой", "сад висит постройкой свайной", сад "держит небо пред собой". Наверное, многие из нас видели цветущий сад, но смогли бы мы найти такие слова, чтобы описать увиденное? Очень часто о пруде говорят "таинственный пруд", но "пруд - как явленная тайна" звучит куда интереснее и содержит еще больше таинственности и мистики.

А вот стихотворение "Август", в нем автор также описывает свои чувства, любовь, и фоном опять же выступает природа. Даже, скорее, не фоном, а свидетелем, союзником, сочувствующим другом. И опять все явления природы здесь живые, наделены способностями чувствовать, думать, действовать как люди:

"Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой."

Вот настоящая поэзия, где поэт - наравне со всем миром и природа - равна ему. Он не сомневается, что может сказать о лесе "имбирно-красный", "горевший, как печатный пряник". И образ леса явственно, отчетливо встает перед глазами читателя.

Вместе с поэтом и мы переживаем его эмоции, его чувства: да, у нас тоже бывали похожие чувства, мы видели похожие картины и пейзажи, так же смотрели на снег и на деревья, но не знали, как выразить это, как описать. Борис Пастернак подсказал нам нужные слова, те, что могут на самом деле проникать в суть. Недаром очень часто многие из нас повторяют его строчки: "Во всем мне хочется дойти до самой сути".


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.